ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Общее количество детей 293
Количество групп 12
Направленность групп  общеразвивающие
Характеристика групп по наполняемости и однородности возрастного состава.
Приоритетные направления деятельности ДОУ
по реализации основной общеобразовательной программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -  детский сад    № 366  г. Челябинска было открыто 14 июня 1975  года
Юридический адрес: Россия, 454136, Челябинская область, г. Челябинск,   Молодогвардейцев, 56-В
Фактический адрес:  Россия, 454136, Челябинская область, г. Челябинск,   Молодогвардейцев, 56-В
Учредителем МБДОУ ЦРР ДС № 366 от имени муниципального образования  «Город Челябинск» является Управление по делам образования города Челябинска
МБДОУ ЦРР ДС № 366 осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях:
1)      охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
2)      развития индивидуальных способностей;
3)      приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
4)      осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий;
5)      организации и координации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации
основной общеобразовательной программы
Цель программы - обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной и психологической  готовности к школе, личностного развития.
Цель деятельности ДОУ по реализации ООП: создать каждому ребенку условия для радостного проживания периода детства, для наиболее полного раскрытия его способностей, возможностей и особенностей в специфических для дошкольника видах деятельности. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни.  Сформировать у ребенка интегративные качества личности, обеспечивающие готовность к школе.
Из  цели следуют задачи:
1.Формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни.
2. Развивать любознательность, познавательную активность, способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
3. Развивать эмоциональную отзывчивость  на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов; умение управлять своим поведением, соблюдать правила поведения. Развивать речь как средство общения
4. Формировать первичные представления о семье, обществе, государстве, мире, природе;
5. Формировать умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.) необходимые для осуществления различных видов детской деятельности; предпосылки учебной деятельности.

Особенности осуществления образовательного процесса
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «Радуга» Т.Н. Доронова.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Примерной основной общеобразовательной программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 40% общего объема Программы.
Остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности своего народа, общества, страны, в которой он живет (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. И это относится ко всем народам, проживающим в России. Развитие и воспитание детей без познания ими истории,  быта,  культуры края их малой родины, где они живут, воспитания к нему чувства привязанности и любви будут неполноценными, однобокими. Урал известен не только как развивающийся регион России, но и как территория с давними культурными традициями. Люди, живущие на Урале, веками вырабатывали способы адаптации, виды труда и опыт цивилизации, который может быть полезен подрастающим поколениям не меньше, чем сокровища недр. При этом важно отметить, что  традиции  народов Урала обладают значительным потенциалом, который во многом создает условия для развития межэтнического диалога. И в условиях модернизации системы образования все это становится одной из составляющих при разработке содержания методического материала, посвященного культуре народов Урала.
У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Одна из важных задач в дошкольном возрасте - приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
Целью образовательного процесса в ДОУ  становится  создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Социокультурные особенности Челябинска не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. Ведущие отрасли промышленности (металлургия, добыча полезных ископаемых) обусловливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей региона, выражается в следующем:
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах региона;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Принципы и подходы к формированию
основной общеобразовательной программы ДОУ
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с Федеральными государственным стандартом требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими  принципами построения содержания являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практического применения.
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;
- принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;
- принцип системности. Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий